На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег
    Ну перед покупкой дома разумеется, смотрят планировку обычно. Мы были на выставке в Зябликово у теремъ и там себе наш...Рациональная план...

ЯД восприятия: как не допустить развития комплекса неполноценности

«Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается»

— Альфред Адлер.

 

ЯД ВОСПРИЯТИЯ

Кто из нас не испытывал в разные периоды жизни вязкое, липкое и унижающее чувство, от которого хотелось скрыться, исчезнуть, провалиться сквозь землю.

И возникало оно от собственного кажущегося нелепым вида, неуверенных и угловатых движений и походки, неестественного поведения и растерянности, от направленных в его сторону ехидных и презрительных ухмылок и хихиканий, раздающихся вслед колкостей и насмешек.

 И это нахлынувшее чувство сильнее жаровни раскалённых углей терзало душу и ранило сердце, жалило личность, рождая обиду и копя гнев. 

В неполноценности можно разглядеть унылые тона несоответствий, угрюмые оттенки не- состоятельности, пятна ущербности, кричащие цвета ложного  стыда иперманентной вины.

Как не допустить развития комплекса неполноценности?

Толстой разноцветной нитью прошивает полотно личности комплекс неполноценности.

Неполноценность, этимологически, не полная ценность или самоценность человека, неадекватное и недостаточное оценивание себя с отсутствием целостности.

В нашем несовершенном мире  это и не удивительно. Ибо ограниченное видение, плюс всячески пропагандируемое и вживляемое в повседневность субъективное и социальное оценивание, не позволяет нам адекватно  видеть и воспринимать свою индивидуальную неповторимость/многообразие.

ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Впервые  термин комплекс неполноценности - inferiority comple, ввёл в научный обиход учение Зигмунда Фрейда, Альфред Адлер, анализируя своё детство. »Одно из моих самых ранних воспоминаний — это воспоминание о том, как я сижу на скамейке, весь перебинтованный из-за рахита, а напротив сидит мой здоровый старший брат. Он мог бегать, прыгать и двигаться как угодно, без всякого труда, тогда как для меня любое движение означало напряжение и усилие».

Адлер считал, что жизненный опыт ребенка заставляет его чувствовать свою слабость, несостоятельность (inadequacy) и фрустрацию (frustration). Но вместе с тем, он указывал на способность неполноценности быть позитивным катализатором необходимых и важных изменений и самосовершенствования в будущем.

«Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно — причина всех улучшений в положении человечества»...«Он [ребенок] обнаруживает в раннем возрасте, что существуют другие человеческие существа, которые могут удовлетворять свои потребности более полно и лучше подготовлены к жизни… Он начинает чрезмерно высоко оценивать значение размеров и роста, которые позволяют открыть дверь, или способность передвигать тяжелые предметы, или право других отдавать команды и требовать послушания. Желание вырасти, стать таким же сильным или даже сильнее, чем все окружающие, растет в его душе». — А. Адлер.

Иными словами, умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям. Вместе с тем глубокое осознание своей неполноценности может препятствовать позитивному росту и развитию.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Однако не только физические нарушения (недоразвитие, аномалии) являются причинами неполноценности, влияющими на развитие комплекса. Зачастую, социальное неравенство, а также собственная индивидуальная неповторимость/несхожесть являются факторами непринятия обществом/окружением, рождая насмешки и даже издевательство.

Как не допустить развития комплекса неполноценности?

Быть белой вороной, особенно в детстве и подростковом периоде, весьма непростое испытание для подрастающей личности. Ибо в отличие от тебя все остальные считают как раз тебя «паршивой овцой».

Поэтому мы не всегда можем самостоятельно справиться с данным грузом всеобщего неприятия.

Вместе с комплексом неполноценности может шагать по жизни такого человека и комплекс избранности, усиливая проявления первого.

Однако не всё зависит только от личного восприятия и самоощущения. Львиную долю воздействия на такого ребёнка, а потом уже и взрослого человека оказывают авторитеты — реальные или мнимые. Они могут пошатнуть или усилить его искажённую шкалу мировоззрения.

Всё это не может не сказаться на психике подрастающего человека, приводя его, говоря языком клинической психологии, к невротическому синдрому.

А если рассмотреть все аспекты комплекса неполноценности, то перед нами предстанет целый симптомокомплекс (комплекс определённых симптомов, физических и психических  и проявлений) охватывающих моральную, физическую, эстетическую, сексуальную, этническую, классовую, религиозную и другие сферы жизнедеятельности человека.

Первичные проявления данного комплекса, как уже было сказано, ощутимы ещё в раннем детстве, а с постепенным взрослением усиливаются и вживляются в структуру развивающейся личности.

Родительское окружение – главный образец для развивающейся личности маленького ребёнка. И насколько естественно и гармонично он впишется в мировоззренческую картину ребёнка, настолько менее ощутимыми и довлеющими будут комплексы и ограничения в сенситивных периодах его взросления.

К сожалению, весьма часто маленький человечек оказывается в условиях, когда чувство собственной беспомощности усугубляется ощущением бесправности, неспособностью жить свободно и принимать самостоятельные решения.

ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ

Причин этому множество и они весьма определённо указывают на изъяны или ошибки воспитания:

  • неадекватные или завышенные требования к ребёнку;
  • собственническое и потребительское отношение к своему чаду;
  • подчёркивание зависимости ребёнка от его родителей;
  • воспитательная авторитарность и директивность;
  • указывание ребёнку на его ущербность или незначительность;
  • очерчивание жёстких границ личностного пространства ребёнка;
  • излишняя претенциозность родителей;
  • сравнение личных качеств и способностей  ребёнка в пользу других сверстников;
  • отношение к детям как к обузе;
  • отсутствие паритетности взаимоотношений;
  • навязывание  свода запретов, перед страхом наказания;
  • ограничение личной свободы детей;
  • требование от ребёнка ожидаемого поведения;
  • использование распространённой  воспитательной модели: «кнут- пряник»;
  • «потешательство» и  неспособность восприятия ребёнка всерьёз;
  • привычка лгать детям под любым «благовидным» предлогом;
  • подчёркивание личного превосходства родителей перед своими детьми;
  • намеренное или неосознанное занижение самооценки ребёнка;
  • отсутствие понимания потребностей развивающейся личности ребёнка;
  • перекладывание родителями основной воспитательной роли на детсады и школы.

Эти ошибки воспитания присущи в той или иной степени большинству людей, особенно в начале становления их как родителей. Ибо, бессознательно подражая воспитательной модели собственных родителей, молодые семьи наступают на те же болезненно ударяющие грабли отцовства и материнства.

Как развязать этот многовековой гордиев узел, формировавшийся  в условиях отрицания маленького гражданина как самосознательного и тем более духовного существа?

ДУХОВНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЛИКБЕЗ

Лучший, на мой взгляд, способ – это признание того факта, что «воспитывать» ребёнка в общепринятом значении и понимании этого слова (методом «кнута и пряника»), не нужно и даже вредно. Ибо такое «учение» предполагает следование авторитету и выполнение прописанных истин, или правил, которые во многом изжили себя или, что ещё хуже, намеренно мешают маленьким творцам синкретично познавать мир в его целостном многообразии. Плюс, они развивают манипуляторную модель мировосприятия.

Также и «социокультурные нормативные модели» воспитания вряд ли служат образцом для индивидуального развития нынешних детей, а скорее «подгоняют» их под определённый общественный стандарт.

Нужно позволить детям просто быть и проявлять своё естество. А лучшим критерием соизмерения есть не что иное, как следование трём главным Законам/Проявлениям Любви: нести Благо, Не причинять Вреда и позволять им проявлять свою Свободную Волю/Выбор.

Отслеживая в самих себе манипуляторные поползновения, мы автоматически учимся пресекать их развитие в собственных детях. Как бурьян нуждается в регулярной прополке, так и эти искажения любви, нуждаются в постоянной инспекции/отслеживании и адекватном и любящем реагировании.

Кроме того, неплохо пополнять свой родительский воспитательный арсенал знаний лучшими образцами воспитательной мысли, которые были в прошлом, к примеру, описанных в Старославянских Ведах,  Книге Велеса, трудах Льва Толстого и других известных гуманистов прошлого.

Есть также  примеры боле поздних воспитательных традиций на которые, на мой взгляд, полезно обратить своё внимание.  Среди таких альтернативных моделей развития и воспитания детей, отличных от общепринятых педагогических можно выделить: педагогическая система Монтессори, школа Щетинина,  Вальдорфская педагогика.

Вобрав в себя множество лучших идей прошлого и предложив инновационные модели образовательного  и развивающего процесса в нынешних условиях,они служат также образцом и наследием для самостоятельного воспитательного мастерства грядущих  поколений. Причём, данные воспитательные традиции уже не единожды доказывали общественности свою состоятельность и эффективность.

Но тем не менее, личную ответственность никто не отменял и азы воспитания нужно осваивать всем, кто примеряет на себя родительскую роль.

Для этого необходимо всем нам шире взглянуть на воспитательный процесс и осознанно впустить в себя следующую информацию.

Я думаю, что уже многие приняли факт собственного неоднократного прихода в этот мир или как минимум допускают такую возможность.

А раз так, то нам нужно лишь позволить вспомнить правила игры на планете Земля, согласно собственному замыслу, интересам и предпочтениям, сохраняя при этом всём  главные ценностные ориентиры, базирующиеся на  главном законе мироздания: Законе Любви.

Готовясь к  очередному земному путешествию, человек вместе с его опытными старшими Наставниками тщательно планирует и выбирает собственных родителей, в случае достаточного развития души. Есть и другой сценарий, когда выбор осуществляется обоюдно по Закону Притяжения, служа необходимым уроком/катализатором как для родителей, так и для родившегося ребёнка.

ЦЕННЫЕ ЗЁРНА БУДУЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ

В любом случае, нужно позволить своим подрастающим чадам быть штурманами своей жизни.

В раннем детстве, когда волны жизни ещё слишком большие и местами опасные для самостоятельного их преодоления маленьким путешественником, мы оставляем за собой право капитанского присмотра.

Тем самым мы наделяем собственных детей самым ценным, ответственностью. А это ни много, ни мало, а важнейшая составляющей их зарождающейся индивидуальности.

Таким образом, маленькая личность, ещё не утратившая связь со своей ведающей душой, но всецело доверяющая своим родным наставникам и опекунам, развивается пропорционально необходимости усвоения жизненных программ. При этом маленькие граждане учатся усваивать жизненные уроки, без излишней опеки, избыточного давления и прессинга, наиболее удобным и комфортным для них способом.

Чтобы достичь гармоничного взаимопонимания со своими детьми, важно 

  • не быть источником страхов, детских комплексов, обид, формирующих заниженную самооценку;
  • не цементировать фундамент будущих аддикций (поведенческих отклонений); 
  • направлять своё заботливое внимание и неподдельный интерес на главные потребности вашего ребёнка, основными из которых, являются  безусловное принятие и любовь.

Как не допустить развития комплекса неполноценности?

НЕИЗМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГАРМОНИИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Поэтому важно не столько соблюдать определённое количество правил, в большинстве своём, не осознаваемых ими, а руководствоваться принципами, неизменными с течением времени:

  • любить своего ребёнка, окружая нежностью, заботой и чуткостью;
  • быть искренними и естественными во взаимоотношениях;
  • всегда прислушиваться к детским интересам и потребностям;
  • учиться принимать и понимать их точку зрения, какой бы она не была;
  • никогда их ни с кем не сравнивать и не оценивать;
  • поощрять детское творчество в любой возможной форме;
  • позволять ребёнку на равных участвовать во всех семейно-коллективных мероприятиях;
  • замещать требования к детям на их добровольно взятую личную ответственность;
  • никогда не использовать давление, угрозы, шантаж и другие способы манипулирования;
  • не отмахиваться от их просьб, используя различные отговорки;
  • уважать личное пространство маленького индивидуума;
  • прививать и культивировать этическое и эстетическое восприятие жизни;
  • никогда не обманывать и не говорить полуправду;
  • всегда и во всём предоставлять свободу выбора;
  • не наказывать ибо на-каз ( укр. казати – говорить) есть наговор или энергетическое негативное воздействие (повреждающее эфирный двойник физического тела ребёнка), а дать возможность извлечь правильные уроки и выводы из содеянного обеим сторонам;
  • быть для детей любящим примером  семейного счастья и гармоничных отношений супругов.

Если ваши дети уже не в самом нежном возрасте раннего детства, а комплексы уже сформировались, то все предыдущие советы всё же не будут лишними, помогая вам пересмотреть свою жизненную позицию и, возможно, найти не только собственные воспитательные прорехи, но и совместные пути преодоления уже существующих проблем.опубликовано econet.ru 

 

Автор: Сергей Колеша

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтактеОдноклассниках

 

Ссылка на первоисточник
наверх